Чего ждали в начале эпидемии, когда в Украине еще не было всплеска заболеваний?
В Украину пандемия поступила, когда другие страны уже имели ужасную статистику, но и тогда истории из Китая, Италии или Америки были как страшные сказки для взрослых. А вот медицинское сообщество понимало, что все же стоять в стороне нельзя, следовательно, нужно действовать и смотреть страху в глаза. Даже когда боишься, что может заболеть и твоя семья.
Весной Odrex готовил отделение: нужно было изучить опыт и адаптировать клинические рекомендации иностранных коллег, обеспечить персонал индивидуальной защитой. А еще найти все необходимые медикаменты, которые зарегистрированы в Украине. За две недели все вопросы были решены, а когда отделение начало работать, можно было переходить к самому тяжелому — приему пациентов.
Игорь Йовенко, заведующий отделением анестезиологии и интенсивной терапии, анестезиолог-реаниматолог
Какие пациенты попадают в интенсивную терапию?
В интенсивную терапию попадают пациенты с тяжелым течением COVID-19. Успех нашей работы — вернуть пациенту способность самостоятельно и свободно дышать.
Все пациенты отделения интенсивной терапии тяжелые. Бывают и безнадежно тяжелые. Боремся за каждого от начала и до конца. Понимаешь, что настоящих ценностей в жизни не так уж и много. Здоровье свое и близких людей — на первом месте.
Историй в отделении много, они бывают как радостные, так и грустные. Но вспоминать хочется приятное: например, первую пациентку, которую удалось «снять» с дыхательного аппарата. Мы помним ее первые вдохи и шаги после интенсивной терапии и длительной аппаратной вентиляции легких.
А недавно начал восстанавливаться молодой парень, который в течение недели был в глубоком медикаментозном сне и не дышал без помощи аппарата. Теперь он общается по телефону с родителями, которых госпитализировали в другую больницу. Быть участником этих побед — невероятно ответственно и приятно!
Как проходит день в отделении респираторных заболеваний?
В отделении интенсивной терапии скучать не приходится. Здесь все интенсивно: терапия, мониторинг, уход. Рабочий день в ВРЗ состоит из двух смен по 12 часов, то есть сутки. Утренняя смена — это обход пациентов, коррекция листов назначений, дообследование и манипуляции в случае необходимости. Всех, кому помогает дышать аппарат, тренируют для восстановления самостоятельного дыхания. Тех, кто выздоравливает, переводят из реанимации в стационарную палату.
К постоянному ношению защитной одежды нужно адаптироваться. На самом деле, это не очень сложно. Совершенно очевидна важность этих мер. Кроме того, в отделении обеспечена адекватная система вентиляции и кондиционирования, что значительно облегчает работу в средствах индивидуальной защиты.
И ночью никто не спит: заканчивают выполнение дневного плана работы, подводят итоги, планируют на следующий день и, конечно, в любое время может поступить новый критический пациент, которому немедленно начинают реанимационные мероприятия и интенсивную терапию.
Счет идет на минуты. Сутки проходят быстро. Работа в отделении интенсивной терапии — это сложно, ответственно и интересно одновременно.
Что об эпидемиологической ситуации думают врачи, которые сталкиваются с болезнью ежедневно?
Атмосфера среди врачей действительно напряженная. Устали. Понимаем, что худшие дни еще впереди. Поражает безответственность людей вокруг, нежелание выполнять простые рекомендации врачей: носить маски, избегать участия в массовых развлекательных мероприятиях, соблюдать социальную дистанцию. Невыполнение этих простых правил действительно опасно!
Многие не слишком верят в возможные осложнения коронавирусной инфекции, пока такая ситуация не поражает кого-то из близкого окружения. Когда вспышка, которую ждали весной, не состоялась, будто появился второй шанс на то, чтобы подготовиться к всплеску заболеваний на уровне государственной системы здравоохранения. Там этим шансом не воспользовались — и сейчас мы пожинаем плоды, потому что на чужих ошибках учиться трудно, а на своих — больно.
Есть вероятность, что медицина будет бессильна помочь всем, кто в этом нуждается. Но мы не теряем надежды и делаем свою работу. Каждому читателю желаем беречь себя, заботиться об окружающих и помнить о профилактических правилах — и вместе мы со всем справимся.