Почувствовав лихорадку в тропических странах или по возвращении на родину из этих стран, прежде всего следует подумать о малярии. Плазмодии — возбудители малярии — в десять раз быстрее иммунных клеток, задача которых состоит в захвате этих патогенов. От данного тропического инфекционного заболевания можно умереть в считанные часы или дни.
Наш пациент самостоятельно боролся с высокой температурой в течение нескольких дней, она продолжала увеличиваться до 40°С, озноб сменялся жаром, впоследствии появилась рвота и диарея. Именно тогда он поступил в Odrex — посреди ночи, в субботу. Зная, что мужчина приехал из эндемической зоны, дежурный врач срочно связался с инфекционистом Надеждой Николаевной. Дойти до сути удалось быстро: совпадение редких мест, профессии моряка и симптомов позволило быстро найти причину возникновения симптомов, а мазок подтвердил диагноз.
Конго и Нигерия считаются эндемическими зонами как для малярии в целом, так и для собственно тропической малярии. Среди четырех видов болезни — это трехдневная овале-малярия, трехдневная Вивакс, четырехдневная Plasmodium malariae и тропическая — последняя остается наиболее опасной. Она скверно поддается лечению и дает много осложнений, если пациент не обращается в короткие сроки или не имеет доступа к препаратам, приговор мог быть смертельным. У нашего пациента было обнаружено два штамма: тропическая, а также овале-малярия.
Мужчина находился в отделении интенсивной терапии в отдельном боксе, и сложно было предположить, выживет ли он. Инфузии первого противомалярийного препарата продолжались в течение воскресенья и понедельника. Однако после двух дней лечения все еще наблюдалась температура 40°С, озноб, продолжалась печеночная недостаточность, страдали почки, а в микроскопическом исследовании «толстой капли» находились положительные плазмодии. Все говорило о том, что малярия устойчива к данному препарату.
Коварство малярии — в том, что разные ее виды оказываются устойчивыми к тем или иным медикаментам. Они продолжают работать, но очень медлительно и малоэффективно. Как будто возбудители болезни, пройдя через пламя противомалярийных препаратов, становятся бессмертны. Устойчивость к тем или иным препаратам постоянно расширяет свою географию, приводит к возникновению мультирезистентной малярии, что в некоторых странах уже становится похожим на чрезвычайную ситуацию.
Угроза жизни продолжалась, так что инфекционисты Марианна Павловская и Надежда Олту сменили препарат на два других. Комбинированное лечение пациент получал в течение шести дней. Когда состояние нормализовалось, температура спала, а сам мужчина становился более сознательным и активным, его перевели в отдельную палату. А когда результат «толстой капли» стал отрицательным, пациент выписался домой. Клиническое выздоровление от малярии наступило тогда, когда поднялся гемоглобин, поднялись эритроциты, на УЗИ печень и селезенка уменьшились, нормализовалась моча, снизились С-реактивный белок и прокальцитонин. В настоящее время пациент полностью здоров.
Животное, погубившее больше всего людей за всю историю цивилизаций — это не волк, не змея, не крокодил — а малярийный комар. Плазмодии продолжают эволюционировать, оставаясь неизменным патогеном человека, и мутировать, чтоб избежать коллективного иммунитета. Малярию нельзя подхватить от человека контактно-бытовым путем. Нельзя заразиться и от комара, только что напившегося крови у больного, потому что плазмодий еще несколько дней будет «созревать». Однако заразиться в странах, входящих в эндемические зоны, довольно легко. Поэтому, если вздумаете отплыть в дальние регионы, проверьте, не принадлежат ли они к эндемичным, и проконсультируйтесь с врачом по поводу профилактических мер.