Этой осенью в Медицинском доме снова консультировал, читал лекции, просто общался со всеми заинтересованными и помогал нашим хирургам в операционной Генри Марш. Мы не раз делились подробностями приезда английского хирурга, но об операции рассказываем впервые.
Так совпало, что операция, в которой доктор Марш принимал участие, была точно такой же, как и самая первая, которую он провел в Украине в далеком 1995. Это операция по поводу невралгии тройничного нерва.
По словам нейрохирурга Odrex Геннадия Струца, пациент лечился в нашей клинике на протяжении четырех лет. Его мучили сильнейшие боли, которые возникали с правой стороны лица. Всё дело в конфликте между мозжечковой артерией и самим нервом: артерия подходит слишком близко к нерву, пульсирует и вызывает простреливающие боли в лице. Снять болевые ощущения помогали блокады — через щеку, овальное отверстие вводили глицерин, который окутывал тройничный нерв — и на 1,5-2 года избавлял от боли.
Но мужчина молод — ему 45 лет, и поэтому врачи — Геннадий Струц и Генри Марш — предложили радикально решить этот вопрос. Операция заключалась в том, чтобы найти артерию, аккуратно отвести ее от нерва и проложить между ними тефлоновую прокладку. Звучит просто, но всё это — микрохирургия, а сосуд и нерв — очень, очень крошечные.
Пациент проснулся — и боль ушла.
А доктор Марш, не слишком скрывая своё удовлетворение, рассказал, насколько удивительно это совпадение. Оглядываясь назад, он вспоминает свою работу в Украине как нечто, граничащее с безумием. В 1995 никто еще не проводил такую операцию в нашей стране, а проводить ее предстояло в ветхой и потрепанной больнице, с нарастающей паникой, с подержанным оборудованием, привезенным самим Маршем из Великобритании, обшарпанными инструментами и при слишком тусклом свете от операционных ламп, давно утративших свою яркость.
В 2018 вокруг Генри Марша в операционной Odrex — зрители, врачи, медсестры, камеры. Но теперь оборудование, инструменты и сама операционная совсем не отличаются от тех, которыми нейрохирурги пользуются в Лондоне. Наши хирурги и ассистенты уже неоднократно сталкивались со сложными операциями на головном мозге и располагают опытом. А дружба с теми, кто сегодня занимается здравоохранением в Украине, и наш общий энтузиазм к нейрохирургии стали только сильнее.
Это стоит ценить и использовать по назначению.