Эндоскопическая методика позволяет добраться к гипофизу — и не только — через нос. Благодаря эндоназальному доступу удаётся избежать минусов традиционных операций на мозге: нет следов вмешательства на голове, нет продолжительного восстановления, сведен к минимум риск существенной кровопотери, назальной ликвореи (истечения спинномозговой жидкости в нос). Наш пациент, который почти потерял зрение из-за аденомы гипофиза, выписался через три дня после операции, снова видит хорошо и продолжает жить без опухоли.
Эндоскопический доступ осуществляет хирург-отоларинголог, внешний консультант Дмитрий Пилипюк. Ассистирует хирургу отоларинголог Алина Друмова, анестезиолог — Александра Каук, а на экране эндоскопической стойки Karl Storz — увеличенные в десятки раз структуры носа исключительного качества изображения. Пройдя через весь нос, попадая в клиновидную пазуху, Дмитрий Николаевич обнажает твердую оболочку мозга, чтобы добраться до интересующего нас образования.
В этот момент приступает нейрохирург Александр Яворский, и хирурги продолжают работу уже вместе. Для фортепиано à quatre mains — в четыре руки — написано множество оригинальных произведений, и ещё больше переложено и аранжировано. А вот хирургия черепа в четыре руки — скорее редкое для нас явление.
Если при традиционном способе нейрохирургу приходилось сперва тревожить череп, потом головной мозг, чтобы получить доступ к опухоли, то сейчас он продвигается как бы изнутри — начинает работу с самой опухоли.
Из всех опухолей переднего основания черепа аденома, пожалуй, легче всего поддается хирургическому вмешательству. Вместе с тем — это операция на деликатных структурах мозга: к примеру, возле гипофиза пролегают две крупные артерии, поэтому работа хирургов — максимально аккуратная.
Доктор Яворский отмечает, что далеко не все аденомы гипофиза требуют оперативного лечения, но эту — удалили вовремя. На тот момент, когда пациент обратился за помощью, его острота зрения уже составляла менее 0,01. Причина такого осложнения — в расположении опухоли: аденома гипофиза находится в маленькой полости, именуемой турецким седлом, рядом с которым проходят зрительные нервы. После операции зрение восстановилось полностью.
В целом, все переднее основание черепа и даже некоторые отделы средней черепной ямки — поле для совместной работы ЛОРа и нейрохирурга. Команда Александра Яворского и Дмитрия Пилипюка с помощью эндоскопического эндоназального доступа может оперировать все опухоли гипофиза, независимо от размера или инвазивности, доброкачественные опухоли переднего отдела черепа (менингиомы, остеомы, ангиофибромы etc) и злокачественные образования.