В лечении аритмий мы не обходимся одними консервативными методами
Даже с самыми сильными препаратами, лечение мерцательной аритмии медикаментозно — это не надолго: недостаточно эффективно, недостаточно безопасно, вызывает массу побочных эффектов. Поэтому мы используем катетерную аблацию для изоляции легочных вен: криоаблацию, когда мы разрушаем источники аритмии под действием холода, и радиочастотную аблацию, когда с помощью тока мы их прижигаем.
Поэтому мы привезли навигационную технологию, которую используют ведущие клиники мира
Навигация CARTO 3 при лечении аритмий широко используется по всей Европе и за ее пределами, но — до недавнего времени — практически не использовалась в Украине.
Именно результаты такой процедуры следует брать за пример, когда проводятся исследования лечения аритмии. Так сделали авторы крупного исследования FIRE AND ICE, изучавшие результаты лечения в 16 медучреждениях и 8 странах. При этом сравнивали два самых совершенных метода лечения фибрилляции предсердий: криоаблацию и радиочастотную аблацию с применением системы CARTO 3. Потому что с более простой системой — читай, любой другой — результаты лечения не были бы настолько хорошими.
Та комплектация аппарата, которая представлена в Клинике Сердца Odrex — расширенная, одна из самых современных, включающая большую часть возможных модулей — пока что уникальна для Украины.
Любая навигационная система нужна для того, чтобы увидеть скрытое
На экране — 3D-модель левого предсердия пациента. Благодаря тому, что мы можем интегрировать в процедуру КТ, сделанное накануне, анатомия 3D-модели отвечает реальной анатомии сердца. На кончике катетера — электромагнитный сенсор, который точка за точкой, point-by-point, отмечает на модели сердца нужные места. На очень маленькой площади сердца — очень точные движения катетера. Благодаря навигации аритмолог точно знает, как движется катетер, насколько сильно он прислоняется к стенке левого предсердия, и видит множество других показателей.
В конце-концов на мониторе неоновая зеленая линия с множеством зазубрин превращается в изолинию. Горизонтальная прямая на экране часто не значит ничего хорошего, но не в этом случае: сейчас она говорит о том, что устья легочных вен полностью изолированы — то есть операция успешно завершается.
Картирование сердца делает операции быстрее, точнее, безопаснее
Без CARTO 3 многое из этого было бы невозможно — а с ней можно справиться с непростыми случаями и делать это безопаснее. Такая система значительно ускоряет ход операции, а чем быстрее та заканчивается, тем меньше риск пациенту заполучить интраоперационные осложнения. Операционная команда, в свою очередь, не проводит по 5 – 6 часов в операционной. Такая процедура помогает избежать рентген-нагрузки: пациенты аритмологов сталкиваются с ней периодически, а хирурги и команда — едва ли не ежедневно.
С CARTO 3 мы можем решать более сложные задачи: не просто изолировать легочные вены, а соединять их между собой, создавать лабиринт в левом предсердии, линию на верхней стенке левого предсердия, линию параметрального истмуса для профилактики трепетания предсердий.
Кому проводят радиочастотную аблацию с применением CARTO 3
- сложным пациентам,
- тем, кому нужна повторная процедура,
- при дилатации левого предсердия,
- в случаях желудочковой эктопии, желудочковой тахикардии (а это аритмология совсем другого уровня, но также требующая навигации, и CARTO 3 может ее предоставить).
Мы успешно можем рассмотреть, измерить и пощупать окружающий мир, а вот некоторые аспекты нашего мира внутреннего даже вообразить сложно. Электрическая энергия, заставляющая наше сердце биться, нарушения образования и проведения электроимпульсов — из тех явлений, что нельзя увидеть, но работать с ними нам приходится постоянно. И в тоже время есть технологии вроде CARTO 3, удивительным образом позволяющие ориентироваться в электрической энергии сердца. Для Украины они — пока большая редкость, но здоровье пациентов все-таки спасают.